Перейти к основному содержанию
ГУМАНИТАРНАЯ ПРОГРАММА
ПО ВОССОЕДИНЕНИЮ НАРОДА ДОНБАССА

ПАО "Мариупольский завод тяжелого машиностроения"

ПАО "Мариупольский завод тяжелого машиностроения" - (далее - ПАО «МЗТМ») специализируется на выпуске железнодорожных цистерн и контейнеров-цистерн, железнодорожных цистерн повышенной грузоподъемности для сжиженных газов и нефтепродуктов; металлургического оборудования; кислородно-конверторных комплексов для производства стали; горной техники; конвейерно-отвальных комплексов для укладки в отвалы различных пород и руд, в том числе мощных роторных укладчиков-заборщиков.

Предприятие также является производителем мощной, уникальной, подъемно-транспортной техники - портальных кранов, козловых кранов, мостовых кранов и специальных кранов.

Адрес
87535, Донецкая обл., г. Мариуполь, пл. Машиностроителей, 1
Прогноз

Предприятие входит в состав управления ПАО “Азовмаш” — крупнейшего машиностроительного предприятия – специализируется на производстве железнодорожных цистерн, металлургического оборудования, портовых и промышленных кранов.

Завод размещается в юго-западной части Мариуполя на двух промышленных площадках. Промплощадка А граничит с территорией меткомбината им. Ильича, санитарно-защитная зона, которая составляет 300 метров, выдержана. Промплощадка Б расположена на расстоянии 2-х километров от площадки А, окружена жилым массивом и строительными организациями, ближайшее жилое строение находится всего в 40 метрах (санитарно-защитная зона не выдержана).

В состав основных производств предприятия входит: производство тяжелого машиностроения и производство вагоностроения.

На ПАО «МЗТМ» используются следующие основные технологические процессы:

  • сталелитейное производство;
  • производство слитков из цветных металлов;
  • термическая обработка мелкого литья осуществляется в туннельных печах, среднего и крупного литья - камерных печах, а металлических слитков и штампованных изделий - в нагревательных печах;
  • сварочные работы и газорезательные работы;
  • химобработка и гальванические работы: травление деталей в ваннах с раствором азотно-плавиковой кислоты и соляной кислот и в ванне фосфатирования. Используются ванны анодирования и хромирования деталей. Для нанесения цинкового покрытия используется камера металлизации и три линии оцинкования. Ванны оснащены вытяжной вентиляцией, с помощью которой в атмосферу выбрасывается пары соляной и азотной кислот, цинк азотнокислый, цинк сернокислый, хромовый ангидрид;
  • кузнечно-штамповочное производство.

Потенциальные выбросы загрязняющих веществ в атмосферу составляют 273188т в год. Из них: пыль - 1353т (плавка и литье металлов, приготовление формовочных смесей и т. д.), оксиды азота- 259т, (плавка металла, печи), окиси углерода – 210 т. (плавка металла, печи), ксилола - 352т (покрасочные работы), соляной кислоты – 3,1т и азотной кислоты – 1,4т (гальваника) фтористого водорода - 9,8т (сварочные работы и ванны фосфатирования), двуокиси углерода - 270625т и др.

На предприятии 185 источников выбросов, из которых 71 оснащены пылегазоочистными установками. Источники выбросов (12 штук) – печи вторичного нагрева стали оснащены циклонами типа «Бургас», эффективность очистки которых составляет менее 80% и не обеспечивает соблюдение нормативов ПДВ.

Большинство ванн травильного и гальванического отделений работают без очистных сооружений. Все остальные пылегазоочистные установки работают с эффективностью, уступающей проектным данным.

Несмотря на то, что предприятие, имеет такое большое количество источников выбросов и огромный валовый выброс загрязняющих веществ, инструментальный контроль соблюдения установленных нормативов ПДВ осуществляется только 1раз в год.

Сейчас предприятие находится в сложной экономической ситуации, в октябре 2016 года Павлом Жебривским было озвучено, что предприятие «Азовмаш» объявлено банкротом, имеет задолженность перед сотрудниками 166,5 млн. грн., а кредитный портфель его составляет сумму 700 млн. долларов. На данный момент выплатить сумму долга по зарплатам рабочих нет вариантов. Павел Жебривский сказал, что на сегодняшний день есть один способ быстро вернуть долги рабочим – «порезать на металл предприятие. Однако этого не хочется, т.к. "Азовмаш" важен для области».

Ситуацию усугубило вывод собственниками предприятия активов из компании-должника.

На данный момент со стороны ДТЭК Донецкоблэнерго было запланировано отключение от энергоснабжения объектов ПАО «МЗТМ». Долги предприятия перед энергокомпанией достигли 3 млн. 887 тыс. грн.

В течение 2 лет энергетики призывают городские власти включиться в решение проблем ПАО «МЗТМ». Ведь от него запитаны общежития и жилые дома, и они могут остаться без света. При этом люди платят за свет на счета завода. Мариупольский завод тяжелого машиностроения перестал платить за электроэнергию своих подведомственных социальных объектов с января 2015 года.

Долги продолжают расти, ежемесячно увеличиваясь на 300 тыс. грн. Поэтому энергокомпания вынуждена отключить от энергоснабжения ряд объектов предприятия-должника.

На фоне экономического криза предприятия вызывает беспокойство его техническое состояние в связи с возможной остановки деятельности завода. В будущем это станет предпосылкой для возникновения аварийных ситуаций по причине отсутствия квалифицированного обслуживания оборудования.

Сегодня Мариуполь является первым в Европе населенным пунктом по объему загрязнения воздуха из стационарных источников. Жители 450-тысячного города страдают от едкого смога, высокой концентрации в воздухе аммиака, диоксидов азота и серы, фенола и формальдегида, в разы превышает максимально допустимые нормы, а также от пыли из многочисленных промышленных отвалов.

В апреле 2017 года опрос местного населения показал, что 32% жителей Мариуполя считают экологическую ситуацию главной проблемой города.

В сентябре 2016 года для того, чтобы жители Мариуполя хотя бы знали о состоянии загрязнения атмосферы, там начала работу передвижная экологическая лаборатория «Атмосфера».

Однако как свидетельствует мариупольская практика, эта передвижная лаборатория редко появляется "в нужное время в нужном месте". Курсирует лаборатория строго по графику, проверяя 18 точек. А вот работать в ночную смену сотрудники категорически отказываются, несмотря на жалобы мариупольцев на то, что именно в ночное время и ранние утренние часы они наблюдают "лисьи хвосты" над заводскими трубами и смог.

Совместная инспекция повторно обращает внимание на факт негативного воздействия промышленных предприятий на окружающую среду и бездействие властей Украины на данную ситуацию.