Перейти к основному содержанию
Гуманитарная программа по воссоединению народа Донбасса
ГУМАНИТАРНАЯ ПРОГРАММА
ПО ВОССОЕДИНЕНИЮ НАРОДА ДОНБАССА

Целостный имущественный комплекс «Азовский судоремонтный завод»

Крупнейшее в акватории Азовского моря многопрофильное предприятие по ремонту, модернизации и строительству плавсредств, осуществляет перевалку различных видов грузов и производит продукцию машиностроения.

С 2003 года находится в аренде у общества с ограниченной ответственностью «СРЗ» (далее – ООО «СРЗ»), которое находится под управлением Управляющей компании «Мариупольская инвестиционная группа».

Адрес
87510, Донецкая область, г. Мариуполь, проспект Адмирала Лунина, 2
Прогноз

Целостный имущественный комплекс «Азовский судоремонтный завод» представляет собой предприятие с большим количеством основных, вспомогательных, подсобных цехов и служб. Основные направления деятельности – машиностроение, перевалка, судоремонт и судостроение.

В состав основных производств предприятия входит: механический цех, доковый цех, сталеплавильно-кузнечное производство, машиностроительное производство, судоремонтный цех, корпусной цех, транспортно-такелажный цех, электрорадиомонтажный цех, ремонтно-энергетическое производство.

Потенциальные выбросы загрязняющих веществ в атмосферу составляют 5817,33 т в год. Из них: пыль - 25,6т (плавка и литье металлов, приготовление формовочных смесей и т. д.), оксиды азота - 7,2т (плавка металла, печи) окиси углерода – 56,8т (плавка металла, печи), сернистый ангидрид - 6,5т ( плавка металла, печи), ксилола - 46,2т (покрасочные работы), тяжелые металлы -2,0т (плавка металла, печи).

На предприятии 91 источник выбросов, из них только 18 оснащены пылегазоочистными установками.

Два самых мощных источника выбросов (вагранки), каждый час из которых выбрасывается около 5 т пыли, оснащены неэффетивными (КПД- 37%) искрогасителями, они очищают хуже, чем осадительные камеры, и служат в основном для гашения искр.

Кроме этого выбросы от вагранок превышают установленные нормативы предельно-допустимых выбросов (ПДВ) в среднем: по сернистому ангидриду в 2 раза, по углероду окиси в 8 раз, а по пыли в 45 раз.

Несмотря на то, что предприятие, имеет такое большое количество источников выбросов и огромный валовый выброс загрязняющих веществ, инструментальный контроль соблюдения установленных нормативов ПДВ осуществляется здесь только 2 раза в год.

Характер производственной деятельности предприятия также несет повышенную экологическую опасность для Азовского моря.

Так например, в августе 2015 года турецкое судно загрязнило нефтепродуктами Азовское море площадью 11 700 м2 на территории ООО "СРЗ" в районе 3,4,5,6,7 причалов. Капитану судна был предъявлен иск для добровольной уплаты ущерба в размере всего лишь 35 тыс. грн.

За две недели июля 2016 года в акватории Азовского моря дважды фиксировался разлив нефтепродуктов. Об этом информировал Цензор.НЕТ со ссылкой на пресс-службу Государственной экологической инспекции. Оба случая произошли на территории Азовского судоремонтного завода. Первый инцидент произошел 12 июля, однако экологическая инспекция была проинформирована с опозданием и не смогла определить виновника загрязнения. Второй вылив нефтепродуктов произошел в ночь с 21 на 22 июля. Источником загрязнения оказалось рыболовецкое судно "М. Нардеков", владельцем которого является ООО "РИФ".

А 22 июля 2017 года, вдоль береговой линии Азовского моря в Мариуполе появились черные пятна, которые растянулись от пляжа Песчаный до городского пляжа. Черные расползающиеся пятна были видны даже на расстоянии около 100 метров от берега и дальше, где проходила парусная регата "Малый кубок Азовского моря". Жители города считают, что море загрязнили угольной пылью при погрузке в порту или с судна, которое выходило с Азовского судоремонтного завода.

Результат такой безответственности к окружающей среде не заставляет себя ждать. Так, по результатам отбора и исследования морской воды, проведенного Мариупольским городским филиалом ГУ «Донецкого областного лабораторного центра ГСЭС Украины», в двух пробах морской воды индекс ЛКП (лактозоположительные кишечные палочки) превышает нормативный показатель. Наибольшее загрязнение морской воды по индексу ЛКП обнаружено в контрольной точке отбора у Азовского судоремонтного завода и несколько меньше загрязнение - на Левобережном пляже в районе водной станции ООО «Комплект».

Нарушение природоохранного законодательства со стороны ООО «СРЗ» выявлялись и ранее. Пресс-служба Государственной Азовской морской экологической инспекции опубликовывала результаты проведенной плановой проверки, при которой были выявлены нарушения природоохранного законодательства в части охраны атмосферного воздуха, обращения с отходами, охраны и рационального использования вод и воссоздания водных ресурсов и отсутствие экологической экспертизы в котельном отделении.

Госинспекторы обнаружили невыполнение предприятием в полном объеме запланированных мероприятий по сокращению выбросов вредных веществ в атмосферу при неблагоприятных метеоусловиях первой и второй степени, нарушения правил эксплуатации газоочистных установок. Зафиксировано смешивание отходов разного класса опасности и отсутствие разрешения на размещение отходов первого-второго классов опасности.

На предприятии образуются ливневые, производственные и хозбытовые сточные воды, которые отводятся в Азовское море по 8 выпускам, семь из которых выведены в акваторию бухты завода, а один непосредственно в Азовское море (выпуск №5 – теплообменные воды после охлаждения компрессоров). Причем, теплообменные воды сбрасываются без очистки.

Несмотря на то, что на шести системах ливневые канализации оборудованы нефтеуловителями и отстойниками, предприятие неоднократно обвинялось в загрязнении Азовского моря отработанными нефтепродуктами. Также в морской воде фиксируются превышения содержания нитритов, фенолов и железа.

Отравленные воздух и вода медленно и верно убивают жителей Мариуполя. В структуре смертности на первом месте стоит рак легких -19,03%. За последние пять лет показатель онкозаболеваемости населения вырос с 345,0 до 370,7 случаев на 100 тыс. населения. Лидирует Мариуполь и по количеству детских заболеваний. Показатель заболеваемости детей на 20,5% выше, чем по всей Донецкой области. Из 10 тысяч болеют 9 696 человек - то есть почти каждый мариупольский ребенок страдает заболеваниями органов дыхания!

Руководство ООО "СРЗ" безответственно относится не только к вопросам экологической безопасности, но и к вопросам безопасности труда.

Согласно информации членов независимого профсоюза «ППО № 141-5 ВП «Народная солидарность» за все время аренды целостного имущественного комплекса «Азовский судоремонтный завод» со стороны ООО "СРЗ" практически ничего для безопасной эксплуатации предприятия не делалось, оборудование не ремонтировалось, а нещадно эксплуатировалось. Что и приводит к периодически случающимися несчастными случаями, и даже со смертельными исходами. Например, гибель 23 декабря 2016 года 37- летнего слесаря участка машиностроительного производства. Халатность руководителей, закрывающих глаза на грубые нарушения техники безопасности, при работе на многих отраслевых участках завода привела к трагедии.

Как результат, в 2016 году при проверке предприятия Государственной службой по вопросам труда Главного управления Государственного труда в Донецкой области, было выявлено большое количество нарушений нормативно-правовых актов по охране труда, из которых многие создают угрозу жизни людей. Предписание по их устранению было проигнорировано администрацией завода. Большинство самых важных замечаний просто игнорировались и не исполнились. А вот прокуратура в Донецкой области четко выполняет свою работу, и прокурор пришел проверить выполнение предписание перед следующей плановой проверкой Государственной службы по вопросам труда в начале января 2017 года. И, конечно, невыполнение предписания повлекло за собой опломбирование 60% всего технологического оборудования завода (станков, портальных кранов, мостовых кранов, погрузчиков, тельферов и т.д.).

 

Таким образом, Совместная инспекция констатирует факт негативного воздействия на окружающую среду со стороны Азовского судоремонтного завода и неспособность украинских чиновников обеспечить санитарно-эпидемиологическое благополучие на территориях, временно находящихся под контролем Украины.