Перейти к основному содержанию
ГУМАНИТАРНАЯ ПРОГРАММА
ПО ВОССОЕДИНЕНИЮ НАРОДА ДОНБАССА

Скотомогильники

Места, отведённые для захоронения биологических отходов (в данном случае трупы животных, павших от сибирской язвы).

Адрес
В Артемовском, Новоазовском, Тельмановском, Волновахском, Ясиноватском районах и городе Мариуполь в непосредственной близости к линии разграничения сторон на территории, временно находящейся под контролем Украины.
Прогноз

Сибирская язва относится к зоонозам (группа инфекционных и паразитарных заболеваний, возбудители которых паразитируют в организме определенных видов животных, и для которых животные являются естественным резервуаром) — болеют животные и люди. Источником заболевания являются больные сибирской язвой травоядные животные - крупный рогатый скот, овцы, лошади, реже олени, козы, верблюды, свиньи. Больные животные выделяют бациллы сибирской язвы с фекалиями и мочой.

Механизм передачи инфекции чаще всего контактный - при попадании спор на травмированную кожу, иногда слизистую оболочку. Возможно заражение воздушно-пылевым и алиментарным путем. Факторами передачи бацилл сибирской язвы от животных к человеку являются выделения больных животных, их трупы, шкура, внутренние органы, мясные изделия, а также вода, почва, предметы окружающей среды, инфицированные спорами сибирской язвы.

Эпидемиологически опасными в данной ситуации являются скотомогильники, где захоронены трупы животных, павших от сибирской язвы (далее – сибиреязвенные скотомогильники). Так как точное месторасположение большинства сибиреязвенных скотомогильников неизвестно, в данной политической ситуации, при проведении боевых действий, существует потенциальная угроза заражения людей и животных сибирской язвой.

На территории Донецкой Народной Республики, временно находящейся под контролем Украины с 1940 г. по настоящий период зарегистрированы 260 неблагополучных пунктов по сибирской язве и 397 скотомогильников, где были захоронены животные больные сибирской язвой. Так, в Артемовском районе зарегистрированы – 41 неблагополучный пункт, 53 скотомогильника; в Волновахском районе – 27 неблагополучных пунктов и 40 скотомогильников, Новоазовском районе 14 неблагополучных пунктов, 20 скотомогильников; Тельмановском районе 19 неблагополучных пунктов, 27 скотомогильников; Ясиноватском районе 14 неблагополучных пунктов, 25 скотомогильников; в городе Мариуполь 5 неблагополучных пунктов и 10 скотомогильников.

Однако, по состоянию на сегодня, точных данных о местах нахождения более 90% скотомогильников, где были захоронены сибиреязвенные животные, не имеется ни у одной из сторон. Эта информация, к сожалению, была утрачена еще во времена Советского Союза.

Последний случай заболевания на территории Донецкой области регистрировался в 2002 году в пос. Новоэкономическое Красноармейского района.

В поддержании эпидемиологического и эпизоотологического неблагополучия по сибирской язве решающую роль играют почвенные очаги этой инфекции. Возбудитель сибирской язвы длительно сохраняется в почве за счёт наличия споровой формы существования, это обуславливает формирование стойких почвенных очагов, которые представляют большую опасность, повышая риск заражения инфекцией людей и сельскохозяйственных животных.

В результате боевых действий, при проведении земляных работ могут быть повреждены сибиреязвенные захоронения и произойти заражение почвы и водоемов, попадание на поля ила из зараженных водоемов и т.д. Высокая устойчивость спор возбудителя сибирской язвы во внешней среде приведет к тому, что зараженные участки почвы десятилетиями будут являться потенциально опасными для травоядных животных.

Выносу сибиреязвенных спор из глубоких слоев почвы, заражению ее поверхностных слоев могут способствовать разливы рек и ливневые воды, размывающие почву, распашка мест захоронения трупов животных, различные земляные работы, в том числе и проведение земляных работ по возведению фортификационных военных сооружений.

В связи с тем, что линия соприкосновения граничит с временно подконтрольными Украине территориями ДНР в Артемовском районе, частично Новоазовском, Тельмановском, Волновахском, Ясиноватском районах и городе Мариуполь возникает угроза заноса сибиреязвенных спор с этих территорий на территорию Республики. Факторами передачи возбудителя сибирской язвы в данном случае может служить инфицированная почва, источники водоснабжения, загрязненные зараженными сточными водами.

Опасность возникновения крупных вспышек сибирской язвы вызывает необходимость постоянно организовывать профилактические мероприятия, а угроза заражения сибирской язвой людей заставляет проводить очень строгие ветеринарно-санитарные мероприятия, устанавливать карантин.

Также вспышки несут значительный экономический ущерб, так как летальность при сибирской язве выше 60%. При проведении карантинных мероприятий уничтожается молоко, сжигаются трупы и навоз от больных. Особенно высокая летальность отмечается среди мелкого рогатого скота и лошадей (выше 90%).

Как показывают статистика и опыт, массовые заболевания и падеж от сибирской язвы бывают преимущественно в жаркие летние месяцы, что обусловлено обилием пыли при засухе: животные вместе с частицами пыли заглатывают споры сибирской язвы. Сухие стебли растений, корневища, повреждая слизистые оболочки ротовой полости и пищевода, способствуют возникновению инфекции.

Проблема профилактики заражения сибирской язвой была и остается актуальной. По данным Всемирной организации здравоохранения, в мире ежегодно заболевают сибирской язвой около 20 тысяч человек. Инфекция встречается более чем в 40 странах. Во многих странах бациллы сибирской язвы использовались в качестве потенциального биологического оружия.

К тому же необходимо понимать, что глубина проблемы санитарного благополучия и экологической безопасности населения Украины, в частности близлежащего населения, находящегося на временно подконтрольной Украине территории Донецкой Народной Республики, исходит не столько от самих объектов потенциальной опасности, сколько от непрофессиональных действий органов исполнительной власти Украины и правительства в целом.

Так, Постановлением Кабинета Министров Украины от 29 марта 2017 года № 348, было отменено решение о реорганизации Государственной санитарно-эпидемиологической службы путем ее присоединения к Государственной службе по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей и принято решение о ее полной ликвидации. Задачи и функции Государственной санитарно-эпидемиологической службы возложены на Госпродпотребслужбу.

Данные решения свидетельствуют о том, что у Правительства Украины нет четкого плана государственного регулирования сферы санитарного и эпидемического благополучия населения. До конца не понимая или сознательно игнорируя данные проблемы, оно принимает различные решения.

Субъекты хозяйствования фактически остались без надзора в данной сфере, так как, согласно ч. 4 ст. 4 Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности», орган государственного надзора не может осуществлять государственный надзор, если закон прямо не уполномочивает такой орган на осуществление государственного надзора в определенной сфере хозяйственной деятельности. А, в соответствии с ч. 4 ст. 14 Закона Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения», надзор за соблюдением требований санитарных норм в стандартах и других нормативно-технических документах, соответствием продукции требованиям безопасности для здоровья и жизни населения осуществляют исключительно органы государственной санитарно-эпидемиологической службы. Ныне ликвидируемой.

То есть, на данный момент, Госпродпотребслужба, которой Кабинет Министров Украины передал функции Государственной санитарно-эпидемиологической службы, в том числе, по осуществлению надзора за соблюдением требований санитарного законодательства не имеет права осуществлять данный вид надзора, так как это противоречит законодательству Украины.

Складывается впечатление, что Правительству Украины нет дела до населения своей страны и если в основной части Украины ситуация имеет характер серьезной настороженности, то на линии соприкосновения данная ситуация - удручающая. Помимо ведения боевых действий, крайне низкого уровня жизни населения, на фоне ослабленной системы надзора на временно подконтрольной Украине территории Донецкой Народной Республики - бесконтрольность потенциально опасных объектов, с большой вероятностью, может привести к экологической катастрофе.

С приходом на Украине новой власти, был принят ряд законодательных актов, которые ослабили надзор со стороны органов исполнительной власти, ряд надзорных органов были реорганизованы. Государственная служба горного надзора и промышленной безопасности превратилась в департамент Государственной службы по труду, Государственная санитарно-эпидемиологическая служба ликвидирована, был принят мораторий на проведение плановых и внеплановых проверок органами государственного надзора, в период проведения так называемой «антитеррористической операции» на территории, где она проводится. Лицензии и документы разрешительного характера, с истекшим сроком действия продолжают действовать.

Необходимо отметить, что к территории проведения так называемой «антитеррористической операции» в том числе относятся Артемовский, Новоазовский, Волновахский, Тельмановский, Ясиноватский районы, город Мариуполь.

При этом следует отметить, что во время вспышки африканской чумы свиней, зарегистрированной в 2017 году на территориях Запорожской и Харьковской областей и территории Донецкой Народной Республики, временно находящейся под контролем Украины, органами государственного надзора не были приняты надлежащие меры реагирования, более того, на рынках была допущена торговля мясом свинины неизвестного происхождения, что доказывает неэффективность реорганизованной системы государственного надзора.

 

Согласно сообщению, Минздрава Украины на территории страны произошла вспышка заболевания корью - заболели 473 человека, это почти удвоило количество больных с начала года - до 962 человек. 70% заболевших - дети и подростки. Также стоит напомнить, что ботулизм в Украине продолжает подрывать здоровье людей – за последние три месяца зарегистрировано 62 случая заболевания, 9 из них со смертельным исходом.

Что в очередной раз подчеркивает опасность последствий необдуманной реорганизации властью Украины надзорных органов.

 

Таким образом Совместная инспекция обращает внимание на то, что о реальном состоянии экологической безопасности на территории ДНР, временно подконтрольной Украине, стоит только догадываться, ввиду того что нынешняя власть Украины системно и поэтапно ведет свое население к экологической катастрофе.